Тогайбаева Камилла
Студентка КазНАИ имени Темирбека Жургенова
№37 — это казахская драма и экранизация пьесы «Сады Астары» Азербайджанского драматурга Исмаила Имана , снятая Жандосом Айбасовым, премьера которой состоялась 20 ноября. В главных ролях снимались Еркебұлан Дайыров, также известный благодаря таким картинам как «Капитан Байтасов», «Последний приговор» и «Нулевые»; Асан Мажит («Уроки Гармонии», «Искры», «Жол»); Зарина Кармен («Сети», «Анель», «Мой папа – тигр»).
Сюжет произведения рассказывает о Расуле, который возвращается домой спустя 15 лет после теракта в метро, что согласно СМИ унес жизни множества людей, включая его, в списке погибших он числится под номером 37. Однако, ему удалось выжить, но как так вышло?
По-мере прохождения событий нам удается узнать героя поближе. Расул по-своему эгоистичен и скрытен. Эгоистичен поскольку покинул свою семью и жену несмотря на то, что выжил, он желал свободы и душевного покоя, но как итог обрёл близких на долгую скорбь.
Его раскрытие как персонажа довольно неплохое, но в тоже время сомнительное. У него имеется своя драма и сожаления, только они не ощущаются на каком-то глубинном уровне. Виной этому становится как хронометраж так и внимание к деталям. Продолжительность в 1 час и 30 минут не кажется достаточным, чтобы зрителю удалось проникнуться герою, в фильме также не имеется больших пауз или длительной тишины, поскольку все пространство заполнено диалогами и музыкальным сопровождением к которому мы вернёмся чуть позже.
Актерская игра в кинокартине достойна похвалы, а ее театральность обусловлена первоисточником, которым является пьеса, но хотелось бы выделить игру Зарины Кармен в роли Зейнеп, её эмоции и мимика позволяют прочувствовать всю боль событий.
В фильме также часто фигурирует Балхаш как место в котором персонаж смог начать новую жизнь, невольно вызывая ощущения, что именно там и покоится его дух. Если разобрать ленту более детально то возникают определенные не состыковки, ставя под сомнение существование Расула. Герой несколько раз упоминал, что единственной вещью которая у него осталась — была его сумка. Однако из разговора с сыном Зейнеп мы понимаем и видим, что эта сумка была дома. После данного эпизода невольно задумываешься, действительно ли выжил Расул?
Переходя к визуальным особенностям, можно сказать, что операторская работа (которой занимался Нурсултан Базарбай) и цветокоррекция здесь находятся на должном уровне. Расположение камеры при общих планах подчеркивает драматизм и придает необходимую тональность происходящего, а композиции средних планов в полной мере позволяют понять отношения между персонажами. Снежные пейзажи, удушающе узкое пространство вагона метро, ярко-оранжевый подавляющий взрыв в свою очередь в совокупности играют на контрастах друг друга.
Возвращаясь к теме музыкального сопровождения, автором которого выступила Шырын Базаркулова, можно сказать, что оно гармоничное, мелодия что лейтмотивом возвращается с Расулом придает ей оттенки грусти и надежды. Проблема заключается лишь в её чрезмерном использовании, и в моментах где она необходима и в моментах где она не нужна и вовсе. В некоторых начальных сценах из-за музыки в неподходящей для нее сцене создаётся ощущение, что фильм подходит к концу. Возникает перегруз, вызывающий смешанное мнение.
Кинолента разумеется имеет некоторые недостатки в виде каких-то сцен, как разговоры во время минуты молчания или затянутости по возвращении Расула спустя 15 лет.
Подводя итоги, можно сказать, что «№37» — это неплохое произведение, с мистической концовкой соответствующей первоисточнику, за исключением того, что здесь отсутствует 24 погибший. Кинолента раскрывает темы скорби и горя, зацикливания на прошлом и то как постоянные раздумья о нем отравляют жизнь людей годами.
Иными словами Расул становится образом живого призрака, чье появление не залечивает раны семьи, а наоборот лишь усугубляет ситуацию, ведь прошлое не вернуть, не изменить, его лишь можно отпустить.